Главная » Статьи » Рабочая программа » ОРКиСЭ

«Основы религиозных культур и светской этики».

Пояснительная записка

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этике составлена на основе

примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

  Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). 

Цели и задачи

Цели:  развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, развитие определённых человеческих качеств личности,  отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обу­чающихся:

В области формирования личностной культуры:

•         формировать способности к духовному развитию, реа­лизации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет­но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не­прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

•         укреплять нравственность, основанной на свободе во­ли и духовных отечественных традициях, внутренней установ­ке личности школьника поступать согласно своей совести;

•         формировать основы нравственного самосознания лич­ности (совести) — способности младшего подростка фор­мулировать собственные нравственные обязательства, осу­ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

•         формировать основы морали — осознанной обучающим­ся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, долж­ном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного опти­мизма;

•         формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

•         формировать способности открыто выражать и отстаи­вать свою нравственно оправданную позицию, проявлять кри­тичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

•         формировать способности к самостоятельным поступ­кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо­ра, к принятию ответственности за их результаты;

•    развивать трудолюбие, способности к преодолению труд­ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

•         формирование основ российской гражданской идентич­ности;

•         пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства лич­ной ответственности за Отечество;

•         воспитание ценностного отношения к своему нацио­нальному языку и культуре;

•         формирование патриотизма и гражданской солидарности;

•         развитие навыков организации и осуществления сотруд­ничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

•         укрепление доверия к другим людям;

•         развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв­чивости, понимания других людей и сопереживания им;

•         становление гуманистических и демократических ценно­стных ориентаций;

•         формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным орга­низациям, к вере и религиозным убеждениям;

•    формирование толерантности и основ культуры межэт­нического общения, уважения к языку, культурным, религи­озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

  В области формирования семейной культуры:

•         формирование отношения к семье как основе россий­ского общества;

•         формирование у обучающегося уважительного отноше­ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

•         формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

•        знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи

 Общая характеристика учебного предмета, курса

       Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно- нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основны­ми нормами нравственности, дать первичные представления о мо­рали. Поставлена задача нравственного развития младших школь­ников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельно­сти предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упоря­дочить уже имеющиеся у них.

       Особенности курса:

    Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, по­лученные в начальной школе. Курс призван обеспечить обществен­но значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьни­кам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

Модуль  «Основы  светской этики» является единой комплексной учебно-воспитательной системой.  Модуль согласуется  педагогическими  целями, задачами, требованиями  к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного модуля, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Модуль «Основы  светской этики»  является культурологическим и направлен на развитие у школьников  представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

    Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания:

Формирования  личностной  культуры:  способность  к  духовному развитию;  реализация творческого потенциала;  укрепление  нравственности; формирование  основ  нравственного самосознания  личности  (совести);  нравственный  смысл  учения;  формирование  основ  морали; принятие национальных ценностей; формирование  эстетических  потребностей,  ценностей  и чувств;  открыто  выражать свою позицию, проявлять  критичность  к  собственным  намерениям,  мыслям  и  поступкам;  самостоятельные  поступки на основе морального выбора;  трудолюбия,  способности  к  преодолению  трудностей.

 Формирование  социальной  культуры вера  в  Россию: национальный  язык  и  культура;  патриотизм  и  гражданственность; навыки  организации   сотрудничества;  доверия  к  другим  людям; доброжелательность и сопереживание; гуманистические  и  демократические ценностные  ориентации; уважительное отношение к религиям, вере; толерантности.

 Формирование  семейной  культуры: семья  как  основа  российского  общества; уважительного  отношения  к  родителям, заботливое  отношение  к старшим  и  младшим;  представление  о  семейных  ценностях и уважения к ним; знакомство  обучающегося  с культурно-историческими  и этническими  традициями  российской  семьи.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане   

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы (в 4-м классе). По содержанию и месту в учебном плане он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5-м классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры.

2. Основы исламской культуры.

3. Основы буддийской культуры.

4. Основы иудейской культуры.

5. Основы мировых религиозных культур.

6. Основы светской этики.

Обучающиеся изучают модуль  «Основы светской этики» по выбору родителей.

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в 4 классе для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа, включая 2 часа промежуточной аттестации (1 час в неделю).

Формы промежуточного и итогового контроля

Курс ОРКиСЭ безотметочен. Основными принципами безотметочного обучения являются:
- критериальность - содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии однозначны и предельно четкие;
- приоритет самооценки - в учебном процессе наряду с использованием внешней оценки (словесная оценка учителя «Молодец!», «Умница!»,  взаимооценка детей) формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме творческой работы любого вида.

Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

 

 

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  Концептуальные основы программы:

Особенностью ФГОС второго поколения является нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач воспитания  (возрождение воспитательной деятельности). Критерием для определения ценностей выбраны Нравственность и Человечность, так как они противостоят разрушительным явлениям и позволяют человеку развивать свое сознание, жизнь и систему общественных отношений.    

 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания определяет:

  • характер современного национального воспитательного идеала;
  • цели и задачи духовно-­нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
  •  систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-­нравственная консолидация многонационального народа РФ;
  • основные социально-­педагогические условия и принципы духовно-­нравственного развития и воспитания обучающихся.

Критерием для определения ценностей  выбраны: 

  • Нравственность и Человечность,  т.к. они противостоят разрушительным влияниям и позволяют человеку развивать свое сознание, жизнь и систему общественных отношений.
  • Воспитание - это организация целесообразной деятельности, направленная на обогащение позитивного социального опыта и развития социально – значимых качеств личности.
  • Социализация – получение первоначального социально-нравственного опыта в решении общественных, экологических, культурных, эстетических задач.
  • Среда в основе своей – данность. Это все то, что окружает ребенка.
  • Воспитательное пространство – результат созидательной, интегрирующей деятельности.                     

Ценностные ориентиры:

·         любовь к России, своему народу, краю, служению Отечеству; правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, политкультурный мир, свобода личная и национальная. Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

  • нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, стремление к развитию духовности;

 

Результаты освоения содержания курса

Содержательные линии

Содержание учебного предмета

Кол-во

Планируемые результаты

Освоения учебного предмета

Предметные умения

УУД

Как отличить добро от зла?

Россия - наша Родина

Граница между добром и злом.

Долг и совесть.

Честь и достоинство.

Счастье и смысл жизни.

Справедливость и милосердие.

5

Предметные результаты:

 

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

 

Личностные результаты:

 

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии  культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к культуре и истории всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • воспитание доброжелательности и отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные результаты:

 

  • Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с  литературой,  историей, изобразительным искусством, музыкой.

 

Характеристика основных видов деятельности учащихся на уровне учебных действий

 

Личностные УУД

  • Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знанием моральных норм.
  • Определение учеником своего места в жизни, выбор ценностных ориентиров (самоопределение).
  • Какой смысл имеет для ученика изучение данного предмета (смыслообразование).

 Регулятивные УУД

 

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

 

  • Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор  источников информации: ориен- тироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

 

• Уметь  пользоваться языковыми средствами:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

• Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

Каковы истоки правил морали?

Ценность рода и семьи.

Образцы культуры народов.

Взгляд светский и религиозный.

6

Какие правила морали особенно важны в школе?

Правила поведения в школе.

Этикет – форма для содержания этики

4

Что такое хорошо и как не делать плохо?

Сокровища нравственности.

Доброе слово и дело

Строитель своей души

4

Какие правила мужские, а какие женские?

Образцы мужского поведения

Образцы женского поведения.

4

Что можно и что нельзя людям разных призваний?

Кодексы чести разных профессий.

Порядочность истинного интеллигента.

Мир добрых соседей.

4

Что хранит многоликую Россию?

Чувство родной страны

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов.

Дата

                     Контроль                                                             

Корректировка программы

Пл.

Факт

1

Россия - наша Родина

1

   

Опрос

 

2

Граница между добром и злом.

1

   

Опрос

 

3

Долг и совесть.

1

   

 

 

4

Честь и достоинство.

1

   

Работа с текстом

 

5

Счастье и смысл жизни.

1

   

Опрос

 

6

Справедливость и милосердие.

1

   

Составляют словарик

 

7-8

Ценность рода и семьи.

2

   

Отвечают на вопросы кроссворда

 

9-10

Образцы культуры народов.

2

   

Выполняют самостоятельную работу

 

11-12

Взгляд светский и религиозный.

2

   

Опрос

 

13

Правила поведения в школе.

1

   

Составляют правила

 

14

Этикет – форма для содержания этики.

1

   

Отвечают на вопросы

 

15-16

Защита проектов

2

   

Защита проектов

 

17

Сокровища нравственности.

1

   

Опрос

 

18

Доброе слово и дело

1

   

Работают с текстом

 

19-20

Строитель своей души.

2

   

Опрос

 

21-22

Образцы мужского поведения.

2

   

Составляют вопросы

 

23-24

Образцы женского поведения.

2

   

Опрос

 

25

Кодексы чести разных профессий.

1

   

Составляют правила

 

26

Порядочность истинного интеллигента.

1

   

Опрос

 

27-28

Мир добрых соседей.

2

   

Опрос

 

29-30

Чувство родной страны.

2

   

Выполняют самостоятельную работу

 

31

 

 

 

 

Подготовка проектов

1

   

Защита проектов

 

32

Защита проектов.

1

   

Защита проектов

 

33

Защита проектов.

1

   

Защита проектов

 

34

Итоговый урок по курсу Светской этике

1

   

 

 

 

 

 

 

Категория: ОРКиСЭ | Добавил: Antonina (27.03.2016)
Просмотров: 169 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]